Кузнецова Олеся Владиславовна, воспитатель
Картотека дидактических игр по развитию речи«Закончи предложение» Цель: Употребление сложноподчиненных предложений: - Мама положила хлеб…куда? (в хлебницу) - Брат насыпал сахар … куда? (в сахарницу) - Бабушка сделала вкусный салат, и положила его … куда? (в салатницу) - Папа принес конфеты, и положил их … куда? (в конфетницу, вазу) - Марина не пошла сегодня в школу, потому что … (заболела) - Я не хочу спать, потому что … (еще рано) - Мы включили обогреватели, потому что … (стало холодно) - Мы поедем завтра в лес, если … (будет хорошая погода) - Мама пошла на рынок, чтобы … (купить продукты) - Кошка забралась на дерево, чтобы … (спастись от собаки) и т.д.
«Отвечай быстро!» Играть можно вдвоем и компанией. Одним из игроков называет три прилагательны. Обозначающие различные характерные свойства, свойство какого-либо предмета – цвет, вкус, размер и т.д. Второй игрок должен быстро назвать предмет, походящий этим признакам: - Звонкий, быстрый, веселый (мяч) - Высокий, прочный, кирпичный (дом) - Рыжая, пушистая, хитрая (лиса) - Зеленая, колючая, нарядная (елка) и т.д. «Предлоги». Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите ее на сектора. В каждом секторе напишите предлоги – «на», «в», «над», «с» и д.р. Играть можно как в рулетку – бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать ее. Смысл остается тот же-на какой предлог попадает шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составлять предложение.
«Курочка-рябушечка» Цель игры: Учить детей соотносить глагол с обстоятельствами места, причины (куда?Зачем?) и образовывать глагол звукоподражанием (пищать). Ход: Дети выбирают Курочку-Рябушечку, остальные исполняют роль цыплят. Курочке на голову одевают шапку. По сишналу водящего начинается диалог. - Курочка-рябушечка, куда идешь? – На речку - Курочка-рябушечка, зачем идешь? – За водой - Курочка-рябушечка, зачем тебе вода? – Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат – Пи-пи-пи! На слова «На всю улицу пищат» дети – цыплята убегают от курочки и пищат: «Пи-пи-пи». Если курочка ловит кого-то, то она произносит: »Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры.
«Запретные звуки» Цель: развивать умение выделять звуки в слове и учить работать по правилу. Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить «З» или «К», и т.д. Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце. - Кто ползет и шипит? (.мея) - Кто мурлыкает и все время умывается? (.от) - Кто пятится назад? (ра.), и т.д. «Назови как можно больше предметов» Цель: активизация словаря, развитие внимания. Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди назвать предметы, которые их окружают. Назвавший слово – делает шаг впредед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
«Зоопарк» Цель: развитие связной речи. Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Заем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное. «Какая буква выглянула в окошко» Цель: развитие пространственного мышления и внимания. Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с «окошком» любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за эти листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву «в окошке» (по ее фрагменту). Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент «в окошке». .
«Назови три слова» Цель: активизация словаря. Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова – ответа, не замедляя темпа ходьбы. - Что можно купить? (платье, костюм, брюки) - Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т.д. «Кто с какими буквами дружит». Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень, познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы-слон, у папы-крокодил, у ребенка-ежик. Мама говорит: «Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Папа говорит:»А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке». Ребенок говорит: «Мой ежик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки. 20 ноября 2018 в 20:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.