Кузнецова Олеся Владиславовна, воспитатель

Картотека дидактических игр по развитию речи

«Закончи предложение»

Цель: Употребление сложноподчиненных предложений:

- Мама положила хлеб…куда? (в хлебницу)

- Брат насыпал сахар … куда? (в сахарницу)

- Бабушка сделала вкусный салат, и положила его … куда? (в салатницу)

- Папа принес конфеты, и положил их … куда? (в конфетницу, вазу)

- Марина не пошла сегодня в школу, потому что … (заболела)

- Я не хочу спать, потому что … (еще рано)

- Мы включили обогреватели, потому что … (стало холодно)

- Мы поедем завтра в лес, если … (будет хорошая погода)

- Мама пошла на рынок, чтобы … (купить продукты)

- Кошка забралась на дерево, чтобы … (спастись от собаки) и т.д.





«Отвечай быстро!»

Играть можно вдвоем и компанией. Одним из игроков называет три прилагательны. Обозначающие различные характерные свойства, свойство какого-либо предмета – цвет, вкус, размер и т.д. Второй игрок должен быстро назвать предмет, походящий этим признакам:

- Звонкий, быстрый, веселый (мяч)

- Высокий, прочный, кирпичный (дом)

- Рыжая, пушистая, хитрая (лиса)

- Зеленая, колючая, нарядная (елка) и т.д.

«Предлоги».

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите ее на сектора. В каждом секторе напишите предлоги – «на», «в», «над», «с» и д.р.

Играть можно как в рулетку – бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать ее. Смысл остается тот же-на какой предлог попадает шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составлять предложение.



«Курочка-рябушечка»

Цель игры: Учить детей соотносить глагол с обстоятельствами места, причины (куда?Зачем?) и образовывать глагол звукоподражанием (пищать).

Ход: Дети выбирают Курочку-Рябушечку, остальные исполняют роль цыплят. Курочке на голову одевают шапку. По сишналу водящего начинается диалог.

- Курочка-рябушечка, куда идешь? – На речку

- Курочка-рябушечка, зачем идешь? – За водой

- Курочка-рябушечка, зачем тебе вода? – Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат – Пи-пи-пи!

На слова «На всю улицу пищат» дети – цыплята убегают от курочки и пищат: «Пи-пи-пи». Если курочка ловит кого-то, то она произносит: »Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры.







«Запретные звуки»

Цель: развивать умение выделять звуки в слове и учить работать по правилу.

Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить «З» или «К», и т.д. Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце.

- Кто ползет и шипит? (.мея)

- Кто мурлыкает и все время умывается? (.от)

- Кто пятится назад? (ра.), и т.д.

«Назови как можно больше предметов»

Цель: активизация словаря, развитие внимания.

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди назвать предметы, которые их окружают. Назвавший слово – делает шаг впредед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.



«Зоопарк»

Цель: развитие связной речи.

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается. Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Заем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Какая буква выглянула в окошко»

Цель: развитие пространственного мышления и внимания.

Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с «окошком» любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за эти листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву «в окошке» (по ее фрагменту).

Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент «в окошке».

.


«Назови три слова»

Цель: активизация словаря.

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова – ответа, не замедляя темпа ходьбы.

- Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

- Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т.д.

«Кто с какими буквами дружит».

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень, познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы-слон, у папы-крокодил, у ребенка-ежик. Мама говорит: «Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Папа говорит:»А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке». Ребенок говорит: «Мой ежик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки.

20 ноября 2018 в 20:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.